Ростовская психоаналитическая ассоциация. Мемориальные конференции, 1993 - 2000
Международные научно-практические конференции,
посвященные учению Сабины Николаевны Шпильрейн
и проблемам агрессии (1993 – 2000)
I-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
памяти С.Н. ШПИЛЬРЕЙН
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ»
РОСТОВ-НА-ДОНУ, май 1994
В мае 1994 г. в Ростове-на-Дону состоялась Международная конференция, посвященная памяти Сабины Николаевны Шпильрейн. Имя этой женщины, как часто бывает в России, широко известно за рубежом и до последнего времени практически не было известно на родине. Только в 1992 – 1993 гг. появилось несколько публикаций в наших научных журналах о судьбе этого талантливого и продуктивного (напечатано более 30 ее работ на немецком и французском языках) ученого-психоаналитика.
Сабина Шпильрейн родилась в Ростове-на-Дону в 1885 г.
Глава семьи, Николай Аркадьевич Шпильрейн был энтомологом и состоятельным коммерсантом, его супруга Ева Марковна Шпильрейн (в девичестве Люблинская) – стоматолог, главным образом занималась детьми, которых росло пятеро. Семья жила в собственном трехэтажном доме на Пушкинском бульваре (ныне ул. Пушкинская, 83).
В 1904 г. Сабина стала первой пациенткой Карла Густава Юнга, которую он подверг психоаналитической терапии. В 1905 г. она поступает на медицинский факультет университета в Цюрихе. С 1909 г. начинается ее переписка с Зигмундом Фрейдом, которая продолжалась до 1923 г. В 1911 г. она завершает свою работу над диссертацией «О психологическом содержании одного случая шизофрении» и становится доктором медицины. Зимой 1911 – 1912 года впервые выступает в Ростове с чтением лекций о психоанализе. С 1911 г. С.Н. Шпильрейн становится членом Швейцарского психоаналитического общества. В 1921 г. в Женеве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже на протяжении восьми месяцев проходит анализ у С.Н. Шпильрейн.
В 1923 г. она возвращается в Россию и напряженно работает: врачом-педологом в городке им. III Интернационала (Москва), заведует секцией детской психологии в Первом Московском Государственном Университете, научным сотрудником Государственного психоаналитического института и психоаналитического детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В 1924 г. Сабина Шпильрейн переезжает в Ростов-на-Дону. О последнем периоде ее жизни практически не сохранилось архивных документов. Вероятно, это связано с тем, что дом, в котором она жила в Ростове после 1924 года, сгорел в 1941 или 1942 году. Известно, что в конце 30-х годов она работала детским психиатром в поликлинике. Существует несколько версий смерти Сабины Шпильрейн, но наиболее вероятно, что она погибла летом 1942 года во время второй оккупации Ростова гитлеровскими войсками. Дата ее смерти остается неизвестной.
В организации конференции памяти Сабины Шпильрейн приняли участие факультет психологии Ростовского государственного университета и Ростовская психоаналитическая ассоциация. Конференция проходила под председательством профессора Римского университета Альдо Каротенуто, автора известной во всем мире книги, посвященной Сабине Шпильрейн – «Тайная симметрия. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом». Тема конференции – проблема агрессии – была выбрана не только в связи с ее чрезвычайной актуальностью, но также и потому, что еще в 1912 г. Сабина Шпильрейн в своей ранней работе «Деструкция как причина становления» указывала на деструктивный инстинкт как на один из ведущих факторов психического развития. Ее идеи привели Зигмунда Фрейда к значительному пересмотру своей теории уже в 1920-е годы. И тем не менее эта проблема до сих пор остается одним из главных пунктов разногласий между психоаналитическими школами.
Наша основная цель – собрать вместе профессионалов, заинтересованных в обсуждении и исследовании этой проблемы, и сделать конференцию памяти Сабины Шпильрейн в Ростове-на-Дону регулярной.
С.Л. Ульяницкий,
президент РПА с 1996 по 2000 гг.,
май 1994
Конференция «Психологические и психоаналитические проблемы агрессии» стала заметным научным и культурным событием в жизни Ростова-на-Дону, получившим значительный общественный резонанс и широко освещавшимся местными средствами массовой информации. Это было первое масштабное публичное выступление еще молодой и стихийно сложившейся Ростовской психоаналитической ассоциации – выступление, доказавшее, что группа энтузиастов и «свободных художников» южно-российского психоанализа начинает формироваться в консолидированное профессиональное сообщество с крепкими научными связями и волнующими перспективами международного сотрудничества. Кроме того, это был первый и плодотворный опыт взаимодействия факультета психологии РГУ, научной школы со своими академическими стандартами и традициями, и еще не окрепшей общественной организации, находившееся в интенсивном поиске своей научной идентичности. Поддержка со стороны университета была показательна, учитывая невесёлую и многотрудную историю психоанализа в России, как в университетских стенах, так и за их пределами. Наконец, конференция с представительным международным участием положила начало стремительно разраставшимся и углублявшимся научным контактам ростовских специалистов с их зарубежными коллегами – так начался, увы, непродолжительный «ренессанс» ростовского психоанализа.
В конференции приняли участие видные психологи и психоаналитики из Италии и Германии, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Рязани, Уфы и др. городов России. Яркой страницей конференции стало артистичное выступление профессора кафедры личности Римского университета Альдо Каротенуто, открывшего миру феномен Сабины Шпильрейн. В прениях участвовала и племянница Сабины Николаевны, Мениха Исааковна Шпильрейн, поделившаяся с собравшимися семейными воспоминаниями (незадолго до этого ею был выполнен первый перевод на русский язык статьи Сабины Шпильрейн «Деструкция как причина становления»).
Следует также отметить широкий диапазон обсуждавшихся тем, включавший такие актуальные научные проблемы, как нейрофизиологические механизмы агрессии, деструктивные аспекты межличностной интерпретации, соотношение агрессивности и адаптивности личности, соотношение осознаваемого и неосознаваемого в агрессивном поведении, феномен агрессии в культурно-историческом контексте, социокультурные детерминанты агрессивных проявлений личности и группы, агрессивность как аспект национального характера и массового сознания («Русский Танатос»), архетип амазонок и истоки женской агрессивности, особенности проявления агрессии у так наз. «неподтвержденной личности», влияние деструктивности на научное творчество, вопросы психологической коррекции агрессивности в детском и подростковом возрасте и т.д. Освещались вопросы исследования агрессивности методом психологического портретирования и групповой коррекции агрессивных поведенческих проявлений посредством видео-тренинга. Особый интерес вызвало историографическое сообщение о состоянии и тенденциях развития психологии и социальной медицины в Ростове-на-Дону в 1920-е – начале 1930-х гг., т.е. в тот период, когда Сабина Николаевна Шпильрейн возвратилась в родной город. В частности, речь шла о проводившихся ростовскими учеными и малоизвестных исследованиях деструктивных нарушений личности как следствий травматических переживаний времен Гражданской войны.
Ф.Р. Филатов,
президент РПА с 2004 г.
II-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
памяти С.Н. ШПИЛЬРЕЙН
«АГРЕССИЯ В СНОВИДЕНИЯХ»
РОСТОВ-НА-ДОНУ, май 1997
Конференция была посвящена актуальным вопросам интерпретации деструктивных и агрессивных образов и мотивов сновидений, а также общетеоретическим проблемам функциональной взаимосвязи агрессии и сна. Символическое выражение агрессии рассматривалось как одна из функций сновидения.
К моменту проведения конференции члены РПА уже имели опыт продолжительного и плодотворного сотрудничества с зарубежными коллегами-аналитиками; были установлены контакты с крупными западными психоаналитическими сообществами. Огромную конструктивную роль сыграли семинары и аналитические группы профессора Петера Куттера, приезжавшего в Ростов-на-Дону в течение нескольких лет. Не первый год интенсивно (каждую неделю, по средам) работала Балинт-группа, объединявшая в дискуссионном пространстве ростовских психологов разных теоретических ориентаций и специализацией.
Всё указанное позитивно отразилось на качестве докладов, которые приобрели строгость, обоснованность и вполне определенную методологическую направленность, по сравнению с первой, более эклектичной конференцией. Центральным предметом дискуссий стала интерпретация как основной метод и инструмент аналитика; рассматривались альтернативные, как классические, так и постъюнгианские модели толкования снов; высказывались интересные идеи об опасностях бессознательного использования интерпретации в качестве средства косвенного выражения подавленной агрессии самого аналитика. Предпринимались всё более систематизированные попытки осмысления научного наследия Сабины Николаевны Шпильрейн, прояснения фактов её биографии, связанных с пребыванием в Ростове-на-Дону. Прозвучали развёрнутые доклады историографического содержания.
Впервые в конференции приняли участие психоаналитики юнгианского направления из Великобритании и Швейцарии. На пленарном заседании выступила редактор «The Journal of Analitical Psychology» Колин Кавингтон (Лондон, Великобритания), чей доклад «Обучение забыванию. Повторение прошлого как защита от настоящего» вызвал всеобщий интерес. С сообщениями выступили также д-р Л.Янус и М.Ховальд. В кулуарах конференции западными коллегами были проведены первые супервизии случаев аналитической работы с «агрессивными» сновидениями, записанные на видеоплёнку. Как и в мае 1994 г., на конференции присутствовала племянница Сабины Николаевны, Мениха Исааковна Шпильрейн.
Конференция «Агрессия в сновидениях», хотя и с существенными искажениями и неприятными курьёзами, освещалась в городской прессе. Как и предыдущая конференция (1994-го года), она проходила в актовом зале Ростовского дома литераторов на ул. Пушкинской.
Ф.Р. Филатов,
президент РПА с 2004 г.
III-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
памяти С.Н. ШПИЛЬРЕЙН
«АГРЕССИЯ И СУДЬБА»
РОСТОВ-НА-ДОНУ, май 2000
«Агрессия и судьба» – последняя конференция, которую РПА провела в полном первоначальном составе. Через год в ассоциации произошёл раскол, и от неё отделилась группа энтузиастов, создавшая новое автономное объединение под названием «Психоаналитическая ассоциация Ростова имени Шпильрейн» (характерная аббревиатура – «ПАРИШ»: не то название французской столицы, почему-то написанное через шипящую, не то глагол – что делаешь? – паришь, – но без мягкого знака).
Заявленная как международная, конференция впервые прошла без участия зарубежных коллег. Ожидался прилёт из Нью-Йорка Генри Цви Лотана, но по каким-то причинам он отменился; известный аналитик посетил Ростов позднее. Кризис ассоциации уже ощущался, атмосфера была достаточно конфликтная, полемика часто принимала форму некорректных выпадов, что, к сожалению, постепенно входило в норму. Интересно, что конфликт был не идейный и не методологический, как в своё время у Юнга с Фрейдом; разногласия по вопросам управления и развития ассоциации захлестнули сторонников классического психоанализа, т.е., казалось бы, единомышленников. В результате, через несколько лет, впавшую в длительный анабиоз РПА возглавил психолог юнгианской ориентации (вероятно, единственный случай в мировой практике!).
Конференцию «Агрессия и судьба» трудно признать удачной уже потому, что ей была предпослана достаточно рыхлая, невнятно сформулированная концепция. Прозвучало мало по настоящему сильных и глубоких докладов; круглые столы больше напоминали кухонные посиделки, где повод слишком быстро забывается и, соответственно, результат (не считая, конечно, «хорошо посидели») нулевой. Возможно, «миссия» этой конференции как раз и состояла в том, чтобы её организаторы осознали кризис своей структуры и поняли очевидное: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Но это понимание, увы, не помогло преодолеть противоречия и сохранить организацию в её исходном составе. Ценным моментом в работе конференции было участие, хотя и несколько отстраненное, коллег из аналитических сообществ Москвы, Петербурга и др. российских городов.
Конференция «Агрессия и судьба» проходила на территории Донской публичной библиотеки, и в отличие от двух предыдущих, не вызвала значительного резонанса и отклика в периодической печати.
В силу финансовых трудностей, долгое время у Ростовской психоаналитической ассоциации не было возможности опубликовать материалы трёх мемориальных конференций.
Позднее избранные доклады и тезисы были включены в сборник «Сабина Шпильрейн: над временем и судьбой» (Ростов-на-Дону, «МиниТайп», 2004).
Ф.Р. Филатов,
президент РПА с 2004 г.
Оформление страницы: образы инстинктивной агрессии (1, 2, 4, 5) и деструкции войны (3) в экзотических аллегориях французского художника-примитивиста Анри Руссо, прозванного Таможенником (1844 – 1910).