Сериков Г.В. Элементы психодраматической работы в группе
Лекция к.пс.н., доцента Серикова Г.В.
«ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ»
Вступление
В рамках этой лекции я хочу ознакомить вас, уважаемые слушатели, с элементами психодраматической групповой работы, ее наиболее важными теоретическими понятиями (концептами), отдельными приемами и конкретными техниками.
С помощью методов психодрамы возможна «проработка» широкого спектра личностных и групповых проблем различного характера. Психодрама направлена на достижение следующих целей:
– исследование межличностных и внутриличностных конфликтов,
– осознание факторов, затрудняющих межличностное и межгрупповое взаимодействие,
– коррекция неэффективных поведенческих стратегий и стереотипов, мешающих пониманию и толерантному общению,
– расширение «ролевого репертуара» личности и континуума её самосознания,
– развитие эмпатии, спонтанности, креативности и т.п.
Психодраматические техники дают возможность членам группы получить эффективную обратную связь относительно своего поведения, увидеть собственные конфликты, ограничения и стереотипы со стороны, скорректировать те или иные аспекты взаимодействия и общения.
О методе психодрамы
Психодрама – детище Якоба Леви Морено (1889 – 1974), выдающегося австро-американского психолога, психиатра и психотерапевта, социолога и социального философа, мыслителя и мечтателя, искренне верившего в свою миссию преобразователя несовершенного мира, а также в возможность достижения согласия и гармонии между людьми и народами. Морено полагал, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества», и такая глобальность и широта взгляда позволили ему внести существенные изменения в групповую психотерапевтическую практику, сблизив её одновременно с философией и искусством.
Рождение психодрамы органически связано с жизнью Я.Л.Морено, событиями его детства и юности. Так он, согласно автобиографическим воспоминаниям, впервые провел «психодраму» в возрасте 5 лет. Будучи гимназистом, а затем студентом-медиком Морено разыгрывал с детьми в венском парке тут же сочиненные им сказочные истории, организовал (в 1913 г.) первую психотерапевтическую группу, позднее создал, основанный на импровизационной игре психологический театр. В Первую мировую войну Я.Л. Морено работал врачом в лагере для беженцев, что дало толчок к созданию метода социометрии. Я.Л. Морено любил театр, поэтому, многое в психодраме «генетически» связано с театральной практикой, в частности, с древнегреческим театром: «сцена», «зрители», «действие», «протагонист» («первый актер», главный герой), противодействующий ему «антагонист», поддерживающий или «ввергающий в пучину сомнений и страхов» хор, введенное еще Аристотелем понятие «катарсиса» и т.д.
Психодрама состоит из трех фаз: «разогрева», «действия», во время которого проблемная ситуация исследуется посредством ее воспроизведения, и «заключительной фазы», одним из самых важных элементов которой является «шеринг» – специальным образом организованная групповая поддержка протагониста.
Психодрама и ролевая игра в социально-психологическом тренинге (СПТ): сходство и отличие
По мнению А. Блатнера (A.Blatner) в некоторых случаях термин «ролевая игра» более предпочтителен, чем термин «психодрама», поскольку первая его часть («психо») наводит на мысль о чем-то связанном с психоанализом или с чем-то аномальным, в то время как его вторая часть («драма») для многих людей несет в себе ауру фальшивой театральности, эмоциональности и манипулятивности («не драматизируй!»). Д.Киппер, пишет о «клинических ролевых играх», подразумевая психодраму. Г.Лейтц в книге, посвященной психодраме, касается ролевой игры, рассматривая ее, по всей видимости, как редуцированную, упрощенную психодраму. М.Ментс в работе о ролевой игре также упоминает психодраму и т.п. Каково же соотношение этих понятий? Логично допустить, что понятие «ролевая игра» является «родовым» понятием и включает в себя психодраму.
Ролевая игра широко используется в различных видах социально-психологического тренинга (СПТ). В то же время в СПТ она выглядит достаточно простой по форме и способам применения по сравнению с психодрамой. Психодрама и ролевая игра (как одна из составляющих группового тренинга) имеют ряд сходных черт или элементов: группа взаимодействующих участников, деление на три этапа, некоторые техники, использование понятия «роль», «сцена» и т.п. В содержательном плане они различаются задачами, процедурными моментами, особенностями исполнения ролей, функциями руководителя (ведущего) и т.п.
Главное отличие психодрамы от ролевой игры в социально-психологическом тренинге состоит в том, что задачей психодрамы, как психотерапевтического метода является проработка личностных и групповых проблем, лечение, в то время как задачей групповых тренингов, применяющих ролевые игры, традиционно считается отработка определенных навыков (прежде всего коммуникативных). Это не означает, что в психодраме подобное невозможно (так в ходе психодраматической работы, как указывает Г.Лейтц, может целенаправленно формироваться навык сдерживания), а в ролевой игре полностью отсутствует психотерапевтический момент. Просто указанное носит скорее «факультативный», чем обязательный характер.
Следует отметить, что психодрама характеризуется отсутствием строгих временных ограничений (хотя, конечно, «нормальная» продолжительность сессии заранее устанавливается). Нет также и какого-либо четко сформулированного плана сессии. Приступая к работе, директор психодрамы не знает, чем она завершится, какие события могут произойти в группе, кто будет протагонистом (и будет ли он вообще), какая ситуация будет исследоваться и как долго все это продлится. Конечно, он предполагает, исходя из анализа предыдущих сессий, актуализировавшихся ранее проблем, куда, скорее всего, «пойдет» группа, однако это только предположение.
Считается также, что директор в психодраме более активен, чем ведущий группового тренинга (скажем в СПТ) при использовании ролевой игры. Эта активность психодраматиста обусловлена множеством ролей, которые приходится ему выполнять: психотерапевт, аналитик, режиссер-постановщик, ведущий и т.п. (П. Холмс). В этом отношении к директору психодрамы предъявляются гораздо больше профессиональных и личностных требований.
Кроме того, различаются по своему содержательному наполнению и все фазы, этапы психодрамы и ролевой игры в СПТ. Причем, это проявляется с самого начала работы с группой. Так, предваряющие основную фазу «разогревающие» процедуры, упражнения в психодраме направлены не только на создание в группе атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия (что необходимо в любом виде группового тренинга), но и на актуализацию личностных или групповых проблем, желания их исследовать и решать психодраматическими способами (для этого разогревающие упражнения «обращаются» к наиболее значимым ситуациям и периодам из жизни участников группы: детским впечатлениям, конфликтам, расставаниям со значимыми людьми и т.п.). Иными словами, «разогрев» должен приводить либо к появлению протагониста (тогда проводится психодрама, направленная на протагониста), либо к формулированию важной для группы проблемы или темы (в этом случае проводится психодрама направленная на группу или центрированная на теме).
Наконец, в процессе психодраматического разогрева в самом начале работы группы, в ходе первых же сессий происходит не только знакомство членов группы между собой, но и их идентификация (отождествление) по каким-либо критериям. Именно идентификационные упражнения позволяют членам группы почувствовать «своих» в группе, тех, кого в дальнейшем они будет выбирать на роли в психодраме.
Таким образом, даже самые простые и известные упражнения, игры, широко применяющиеся в различного рода групповых тренингах, в психодраме приобретают психотерапевтическую направленность, наполняются иным смыслом, образуя звенья, цепочки, переходящих друг в друга заданий, создающих «сквозное действие». Отсюда становится ясно, что немногие, из предлагаемых в многочисленных сборниках «разогревающих» упражнений полностью подходят для психодрамы, а ряд других необходимо видоизменить, исходя из вышеуказанной специфики. Так, при адаптации упражнений следует, на наш взгляд, помимо уже указанных моментов (актуализации и идентификации) обратить внимание на то, чтобы упражнения отвечали хотя бы одному из ниже перечисленных критериев: 1) способствовали усилению процессов эмпатии; 2) побуждали к осознанию и выражению чувств; 3) включали в себя элементы обмена ролями, дублирования, как бы подготавливая участников к более интенсивному применению этих техник в основной фазе психодрамы; 4) использовали «проясняющие» и «идентифицирующие» социометрические процедуры; 5) приводили на фазе их обсуждения к поиску аналогий из жизни (иными словами – как то, что происходило в данном упражнении связано с поведенческими паттернами, ролями или эмоциональными реакциями в повседневной жизни участника группы) и т.п.
Таким образом, директор психодрамы, помимо способности к импровизации должен иметь свой испытанный, тщательно отобранный набор разогревающих упражнений.
Для выполнения разогревающих упражнений часто используются два самых простых и распространенных способа: «аквариум», когда поочередно один человек или часть группы взаимодействует с директором, а остальные лишь наблюдают и ждут свой очереди, и «параллель», когда группа разбивается на подгруппы, и в каждой из подгрупп выполняется одно и то же задание. В первом случае все наблюдающие члены группы, получают одинаковый опыт, совместно прослеживая действие, но при этом тратится много времени, возникает напряжение, вызванное присутствием зрительской аудитории. Во втором – экономится время, но, полученный в каждой из подгрупп опыт уникален, недоступен для остальных и обусловлен личностными качествами, входящих в данную подгруппу людей. (В одной из подгрупп может произойти что-то очень важное, но в других об этом могут и не узнать, кроме того, одна из подгрупп может закончить задание раньше и будет вынуждена ждать остальных и т.п.).
Что касается последней, заключительной фазы психодрамы и ролевой игры, то здесь отличие не только в названии («шеринг» в психодраме и «дебрифинг» в ролевой игре, М.Ментс), но и в целях и правилах проведения этих процедур. Так, дебрифинг предполагает критический разбор и выработку общего мнения по поводу наилучших способов, форм взаимодействия, эффективности навыков, закрепление и корректировку усвоенного и т.п. Сущность и задачи шеринга – в другом (см. глоссарий). Следует иметь в виду, что, несмотря на то, что в шеринге запрещено оценивать, сравнивать, интерпретировать, давать советы, поначалу, участникам группы очень трудно удержаться в данных рамках. Поэтому одной из важных задач ведущего является научить членов группы тому, как надо «давать» шеринг. Ведущий должен быстро реагировать, если кто-либо «сбивается» и становится в привычную для себя позицию «судьи», присваивая себе право оценивать другого человека, вместо того, чтобы сосредоточиться на своих чувствах и рассказать о них. Полезно продемонстрировать членам группы «типовые» формы шеринга. Например: «Когда я наблюдал за твоей постановкой («сценой», «драмой», «тем, что здесь происходило» и т.п.), я чувствовал(а) / испытывал(а) чувства…» или «То, что я видел(а), напомнило мне аналогичный (чем-то похожий, вспомнившийся мне и.т. п.) случай из моей жизни…».
Сопротивление, его виды и предпосылки
В психодраме, как и в любой другой форме работы с группой (особенно с самого ее начала), директору приходится преодолевать сопротивление, обусловленное недостатком доверия и мотивации участников и проявляющееся на поведенческом, когнитивном, эмоциональном уровнях.
Можно говорить о сопротивлении ведущему, когда ведущий по какой-либо причине «не принимается» членами группы: непривлекателен для них, не выглядит авторитетным, знающим, опытным, слишком молод или слишком стар и т.п. Его предложения воспринимаются с недоверием и неохотой. В этом случае, ведущему ничего не остается делать, как доказывать свою профессиональную компетентность и то, что именно с этой точки зрения он представляет ценность для участников.
Следующий вид сопротивления – сопротивление методу. В данном случае сомнение у членов группы вызывает сам метод – участники не верят в его эффективность или безопасность. Кому-то по душе гештальт-терапия, поскольку он имел возможность ранее с ней познакомиться, кто-то явно тяготеет к психоанализу, поведенческой терапии и т.п. От ведущего требуется продемонстрировать или разъяснить все преимущества и достоинства данного метода.
Далее, можно говорить о сопротивлении группе, возникающем из-за недоверия, опасения, связанного с самой группой (когда члены группы боятся быть осмеянными, неправильно понятыми, предстать в неблагоприятном свете, чрезмерно «раскрыться» и т.п.). Это может происходить из-за того, что люди в группе еще недостаточно знают друг друга или, наоборот, уже имели негативный опыт общения до того, как стали членами данной группы (и то и другое возможно в одной группе, особенно если это группа учебная). Ведущий в таких случаях применяет упражнения на идентификацию и самораскрытие, побуждает участников к прояснению взаимоотношений посредством социометрических процедур и других психодраматических техник.
Существует также сопротивление теме, когда тема предстоящей работы не вызывает энтузиазма, кажется скучной, не актуальной для отдельных членов группы (в этом случае они всем своим видом демонстрируют это) или наоборот, для кого-то из группы она может быть сверхактуальной, но крайне болезненной. В этом случае ведущий должен найти разумный компромисс, опираясь на желание большинства, и в то же время, не забывая об эмоциональном состоянии отдельных участников.
Выраженность различных форм сопротивления обусловлена особенностями конкретной группы, ее задачами, мотивацией участников. Так, в учебных группах встречается то, что можно было бы назвать сопротивлением процессу, когда члены группы вынуждены присутствовать на занятиях, поскольку это учебный процесс, однако заинтересованы в данном обучении не в большей степени, чем в какой-либо другой дисциплине. В таких случаях, некоторые участники ждут, когда все закончится, будет перерыв, можно будет уйти, заняться чем-то более важным и т.п. В такой ситуации поможет только энтузиазм и мастерство ведущего.
Если группа находится на «продвинутом этапе» или состоит из амбициозных профессионалов, имеющих некоторый опыт в области СПТ или групповой психотерапии, нередко, сопротивление ведущему принимает форму «самоутверждения»: соревнования с ним, критики, противодействия, отстаивания своего «видения» и т.п. В таких ситуациях проверяется толерантность ведущего к критике и способность к сотрудничеству. В любом случае ведущий должен быть готов к этому, поскольку никто не застрахован от ошибок и, кроме того, выражение негативных чувств – необходимый момент развития группы.
По мнению ряда психотерапевтов (И. Ялом, Кори, Р. Кочюнас) сопротивление может проявляться и в так называемом «проблемном поведении»: молчании и пассивности, в стремлении давать советы другим участникам, утешать их, в монополистическом поведении, в зависимом поведении, в демонстрации своего морального превосходства, в задавании вопросов, «интеллектуализации», поисках «козла отпущения» и т.п. Все перечисленные способы «поведенческого» сопротивления можно рассматриваются как уклонение от участия в групповой работе. Конкретно, оно выражается в частых пропусках групповых сессий, постоянных опаздываниях, попытках превратить в шутку чувства и проблемы других участников, преуменьшить их значимость, интерпретациях, советах, вопросах, попытках изменить тему дискуссии, как только речь касается серьезных или глубоко личных взаимоотношений, нежелании говорить о себе, постоянном подчеркивании, что проблемы других участников более серьезные и требуют большего внимания и т.п.
В целом же, можно сказать, что, какую бы форму не принимало сопротивление, с ним необходимо работать, поскольку его наличие – индикатор неблагополучия в группе, показатель того, что уровень безопасности и доверия снизился или что оптимум в этой сфере ещё не достигнут.
Самораскрытие и доверие в группе
Незнание и неопределенность ожиданий порождают тревогу. Снизить уровень тревоги, создать атмосферу доверия помогает самораскрытие членов группы (а иногда и ведущего). Тревожащая неизвестность постепенно сменяется ощущением того, что ты в кругу таких же, доброжелательно настроенных людей. В разогревающих упражнениях часто применяется косвенное самораскрытие: сообщение о себе, о своих личностных особенностях, вообще какой-либо информации не напрямую, а с помощью «посредников»: через партнера по общению (реального или воображаемого), характеризуя себя от лица любимой вещи, игрушки и т.п. Косвенное самораскрытие гораздо безопаснее, чем прямое и не вызывает сильного сопротивления. Именно поэтому его и применяют на ранних этапах существования группы. Доверие в группе малознакомых между собой людей возникает не сразу. Иногда достижение необходимого для дальнейшей работы уровня доверия может занять много времени. Прежде всего, члены группы должны лучше узнать друг друга, чтобы доверять. Ускорить этот процесс, а заодно и диагностировать наличный уровень выраженности какого-нибудь показателя (готовности работать, самочувствия, энергии, открытости, доверия, комфортности и т.п.) помогают социометрические и идентификационные упражнения. Нахождение сходства с другим человеком, людьми по какому-либо критерию, фактору, показателю, уменьшает дистанцию между «Я» и «Он(а)», «Мы» и «Они», увеличивает сплоченность группы. Вот почему так важно, чтобы члены группы имели возможность идентифицироваться друг с другом по множеству признаков.
Технически это выглядит следующим образом: ведущий может предложить членам группы выстроиться в линию и образовать шкалу, один конец которой означает высокую степень выраженности какого-либо показателя, а другой – низкую. Участникам предлагается занять места вдоль этой линии, в зависимости от самооценки выраженности у них данного качества или признака. Кроме того, члены группы могут идентифицироваться друг с другом, образуя небольшие подгруппы по критерию наличия или отсутствия некоторого признака (характеристики). Если группы оказались слишком большие, то их можно разбить на более мелкие, вводя новые критерии. После объединения в отдельные группы или диады ведущий дает задание обсудить в них, какое значение имеет для каждого из участников данный признак или фактор, какие чувства вызывает и в каких ситуациях проявляется и т.п.
Важным моментом, способствующим созданию в группе благоприятной атмосферы, предупреждению сопротивления и других проблем, является подбор членов группы на этапе первичного интервью. Например, в группу может попасть человек с такими серьезными психологическими проблемами, к решению которых остальные члены группы просто не готовы: кто-то находится в состоянии острого горя после потери близкого человека, кому-то из потенциальных участников лучше подойдет не групповая, а индивидуальная терапия, а кто-то недостаточно мотивирован или у него есть тревожащие его фантазии и страхи относительно пребывания в группе и т.п. Таким образом, задача интервью как подготовительной части работы – прояснить все те моменты, которые могут в дальнейшем создать существенные трудности.
Интервью может включать: 1) общую оценку желания и готовности к групповой работе; 2) оценку возможности работать с участником групповыми методами (степень выраженности психологических проблем); 3) ответы на вопросы участника и корректировку его опасений, ожиданий и представлений; 4) краткое описание содержания психодраматической работы, ее особенностей, продолжительности и т.п. 5) краткий социометрический тест по критерию «с кем бы Вы хотели / не хотели оказаться в одной группе» (в тех случаях, когда участники группы имели уже опыт общения друг с другом), на основе которого может формироваться группа/группы.
Некоторые аспекты психодраматической сессии
Примерная продолжительность психодраматической сессии – 3 часа. Первая сессия носит информативно-обучающий характер. На ней происходит ознакомление с правилами, основными принципами работы группы (такими как конфиденциальность, активность, обращение на «ты», высказывание от своего имени о происходящем здесь и сейчас и т.п.), с некоторыми особенностями работы методами психодрамы (запрет на интерпретации, оценки и советы, предпочтение действия вербальному выражению, взаимный обмен чувствами и т.п.). Кроме того, происходит прояснение групповых и индивидуальных ожиданий относительно форм взаимодействия в группе, режима работы и т.п. Задача – информационное обеспечение, устранение неопределенности и коррекция представлений участников группы, знакомство членов группы друг с другом (в случае уже сформированной группы – незнакомых участников), самопредъявление и самораскрытие с помощью «разогревающих» упражнений. Цель: создание атмосферы доверия, креативности и безопасности. На этом этапе должно быть достаточное количество упражнений для того, чтобы участники познакомились и почувствовали себя комфортно.
Для объяснения особенностей восприятия, взаимопонимания и отношений между членами группы (а также директором) в психодраме используются такие пришедшие из психоанализа понятия, как «перенос», «контрперенос», предложенное самим Я.Л. Морено понятие «теле», а также термин «вчувствование» (эмпатия). Особенности их понимания и применения в психодраме требуют некоторого разъяснения. Так вчувствование рассматривается как принятие роли в воображении, как воображаемый, неполный обмен ролями, и в этом смысле оно не так эффективно как обмен ролями, так как дает лишь частичное понимание. При этом подчеркивается, что «вчувствование – это направленная на другого, но всего лишь односторонняя форма отношений» (Г.Лейтц).
Понимание переноса / контрпереноса в психодраме (в целом совпадая с психоаналитическим) также имеет свою специфику, обусловленную противопоставлением данных понятий понятию «теле». (Что касается «чисто психоаналитической» трактовки терминов «перенос» и «контрперенос», то она достаточно полно представлена в работах Д. Сандлера и К. Дэра и А. Холдера, Ж.Лапланша и Ж.-Б.Понталиса и др., где показано, что это понятия чрезвычайно многозначные, размытые и достаточно противоречивые, но, в то же время, необходимые для описания и понимания особенностей тех взаимоотношений, которые устанавливаются между аналитиком и пациентом).
Г. Лейтц, описывая явление переноса, подчеркивает ту его черту, которая связана с отходом от реальности, а именно: в переносе один человек воспринимает другого не таким, какой он есть, а таким, каким он предстает под влиянием бессознательных представлений, желаний, воспоминаний. Причина такого восприятия – бессознательная фиксация на тех людях, которые когда-то, прежде всего, в раннем детстве, окружали индивида. В результате, к новому для себя человеку участник группы относится так, словно вместо него присутствует некто, с кем были отношения в прошлом, и именно на нем происходит отреагирование собственных эмоций и фантазий.
П. Келлерман, разъясняя, что такое перенос, также обращает внимание на то, что «когда человек вовлечен во взаимоотношения, в которых присутствует перенос, восприятие настоящего у него искажено и путается с прошлым», например, пациент относится к терапевту так, как будто это его отец или мать. Разумеется, перенос касается не только отношений терапевта и какого-либо члена группы, но и взаимоотношений участников группы между собой.
Трактовка контрпереноса в психодраме (П. Келлерман), в основном, также основана на том его понимании, которое существует в психоанализе, только в несколько упрощенном виде.
Во-первых, данный феномен рассматривается как перенос терапевта по отношению к клиенту (например, терапевт, который имеет проблемы с самоконтролем чувства гнева, может неосознанно стремиться подавлять гнев у пациента, что затрудняет психотерапевтическое взаимодействие). Источником же контрпереноса являются бессознательные мотивы терапевта, приводящие к неадекватной реакции на пациента, которая выступает в качестве замещения прошлых взаимоотношений, имевших место в жизни самого специалиста. Естественно, что в этом понимании контр-перенос рассматривается как некий препятствующий и ограничивающий работу фактор (именно так рассматривал данный феномен Я.Л. Морено, но употребляя вместо термина «контрперенос» выражение «контрпроекция переноса»). Во-вторых, контрперенос рассматривается как ценный источник информации, необходимой для понимания пациента, и в этом случае трактуется как адекватная, осознанная эмоциональная реакция терапевта на пациента (например, в контрпереносе терапевт чувствует себя авторитарным и властным отцом, что позволяет ему понять те особенности взаимоотношений клиента, которые существовали в его раннем детстве и которые он опять неосознанно хочет воспроизвести).
Поскольку Я.Л. Морено полагал, что концепции переноса и контрпереноса не подходят для описания межличностных взаимоотношений в психодраме (в которых гораздо больше истинного, реального, происходящего «здесь и теперь», а не искаженного, иллюзорного, исходящего из «там и тогда»), то он ввел понятие «теле». По мнению Я.Л. Морено, перенос играет существенную, но все же ограниченную роль в межличностных отношениях. Он полагал, что перенос обусловлен невротической мотивацией, а люди часто демонстрируют избирательную симпатию друг к другу и при этом подобная невротическая мотивация отсутствует. В таком случае имеет место не символический перенос (как эмоциональная реконструкция памяти), а демонстрация по отношению к другому комплекса чувств, который связан с реальными чертами этой личности (с той моментальной психологической структурой индивидуальности, которая возникает спонтанно и развивается в курсе лечения). Подобный процесс Я.Л. Морено и называет «теле-процессом». По его мнению, психиатр может быть относительно свободен от переноса, но он не может быть свободен от теле-процессов, так как его естественным образом влечет или отталкивает определенный человек, поскольку это соотносится с его реальными индивидуальными качествами (именно присутствием этого фактора Я.Л. Морено объясняет, почему врач помогает одним и терпит полную неудачу с другими). Таким образом, перенос – это в большей мере субъективный процесс, в то время как «теле-процесс» – объективная система межличностных отношений. «Теле-фактор» спонтанен, он реально присутствует в лечении и не является переносом, который препятствует теле-процессу. Я.Л. Морено, заканчивая рассмотрение соотношения переноса и теле, приходит к выводу, что «теле-отношения могут быть рассмотрены как ключевой межличностный процесс, по отношению к которому перенос является особым видом психопатологии».
П. Келлерман, излагая концепцию теле в психодраме, сожалеет о том, что со временем, Я.Л. Морено включил в этот термин множество других значений (иными словами произошло «размывание» понятия) и предпочитает понимание «теле» (опять таки на основе взглядов основателя психодрамы) в его связи с реальностью межличностного общения; согласно такому пониманию, теле проявляется «в прозрении, оценке, прочувствовании реального облика другого человека» (Я.Морено & З.Морено, 1959). Естественно, что при этом охватываются не только привлекательные, но и отталкивающие аспекты отношений между людьми, в светкоторых люди пытаются понять, кем является другой человек.
Г. Лейтц подчеркивает не только соотнесение с реальностью процессов теле, но и их двусторонность и одномоментность. «Теле – это мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, или жизненной ситуации. Теле – это не односторонне вчувствование, теле – это столкновение». Согласно ее формулировке, теле – это двусторонний, полностью развернутый, здоровый модус межчеловеческих отношений отличительным признаком которого «является реалистичная оценка индивидами друг друга и обусловленные ею реалистичные межчеловеческие взаимоотношения, в отличие от переноса, не дающие повода ни к ложным ожиданиям, ни к обоснованным страхам».
Ключевые понятия психодрамы
Глоссарий
«Протагонист» – главное действующее лицо, центральная фигура психодрамы. Появление протагониста обычно происходит в процессе «разогрева» группы, и выражается в том, что человек чувствует готовность исследовать ту или иную свою проблему. Если в результате «разогрева» несколько человек изъявили желание быть протагонистом группе – необходимо сделать выбор. Обычно члены группы, поддерживающие желание того или иного участника стать протагонистом, становятся рядом или за ним, как бы «отдавая свои голоса» за него. Тот участник, который набрал больше «голосов» и становится протагонистом. Тот, кто набрал меньшее количество голосов, получает поддержку со стороны выбиравших его, они говорят ему, почему они сделали это.
«Психодрама» – метод работы с проблемами клиентов, который придумал и разработал Я.Л. Морено. Это исследование жизненных ситуаций посредством их воспроизведения в действии. Психодрама делится на центрированную на протагонисте (исследуется проблема протагониста), центрированную на группе (исследуются, возникшие групповые проблемы), центрированную на теме (с помощью небольших психодрам (виньеток) исследуется какая-либо актуальная для членов группы тема, что иногда переходит в психодраму центрированную на протагонисте). По своей структуре психодраматическая сессия состоит из трех частей: «разогрев», «драматическое действие» и «заключительная часть» (обратная ролевая связь, обратная идентификационная связь, шеринг»).
«Разогрев» – первая часть психодраматической сессии, направленная на создание «рабочей» атмосферы в группе. Разогрев можно достаточно условно разделить на физический (снять физические зажимы, напряжение, утомление, повысить настроение и «энергетический уровень» группы) и психологический (способствовать установлению уровня доверия и самораскрытия в группе, необходимого для актуализации проблем, желания исследовать их психодраматическими методами).
«Шеринг» – сопереживание-поддержка протагониста, когда «бремя его забот» разделяют остальные участники. Они рассказывают о своих чувствах во время того, как смотрели драматическое действие, приводят примеры из своей жизни, воспоминания о которых были актуализированы игрой протагониста, говорят о своих ассоциациях, чтобы показать ему, что он не одинок в своей проблеме. Во время шеринга недопустимы оценки, интерпретации, сравнения, объяснения и прочие действия, которые не могут поддержать протагониста.
«Действие», «психодраматическое действие» – разыгрывание, воспроизведение в действии, когда какая-то жизненная ситуация или конфликт после краткого обсуждения «ставится» на сцене с помощью других членов группы под руководством директора психодрамы. После «разогрева» участникам группы предлагается исследовать в действии конфликты и значимые жизненные ситуации, эпизоды из своей жизни, воспроизводя их на сцене. (Кроме этого, возможно исследование сновидений, фантазий, воспоминаний и т.п., «работа» с прошлым, настоящим и будущим, а также то, что называется в психодраме термином «сверх-реальность»). За действием следует шеринг. По мнению Я.Л. Морено повторное воспроизведение травмирующего эпизода не только ведет к инсайту, но и позволяет эмоционально дистанцироваться от события.
«Дубль» (двойник, alter ego, внутренний голос) – человек, который обычно выбирается протагонистом для того, чтобы он сыграл его роль или какой-то его «аспект» (его сомнение, чувство, желание и т.п.). Протагонисту часто необходимо, чтобы кто-нибудь осуществил «дублирование», стал его «дублем.» С помощью такого «вспомогательного Я» протагонисту удается выразить, высказать то, что он сам не решается. Дубль становится за спиной протагониста, озвучивая его мысли и чувства. Если они «попадают» – протагонист сам повторяет только что сказанное. Если нет – протагонист говорит «нет» и предлагает свой «вариант».
«Вcпомогательное «Я» (Auxiliary ego) – член психодраматической группы, ко-терапевт или рядовой участник, который играет какую-то роль в психодраме протагониста; вспомогательное лицо, которое активно играя свою роль, участвует в психодраматическом действии (например, когда в игру должна вступить мать протагониста, кто-нибудь, следуя указаниями протагониста или директора, играет ее роль. Часто в основе такого выбора лежит феномен «теле»).
«Теле». Согласно Я.Л. Морено «теле» является фактором, влияющим на степень неслучайности социальных конфигураций. Г.Олпорт определяет «теле» как способность с помощью особого инсайта понимать другого человека, точно воспринимать и чувствовать его. «Теле» проявляется как мгновенное невербальное общение (например, когда в двоих людей в толпе по непонятной причине тянет друг к другу или как бессознательная взаимная приязнь (например, когда протагонист, во время процедуры назначения ролей, выбирает одного из членов группы на роль значимого лица (отца матери, любимого человека и т.п), а тот/та уже заранее «знает», что выберут именно его/ее).
«Обмен ролями» – базовая техника в психодраме. Применяется для того, чтобы протагонист посмотрел на ситуацию с другой точки зрения, глазами другого человека. Позволяет постичь внутренний мир другого человека, исследовать искажения межличностного восприятия. Эта техника опирается на эмпатию. Преимущество ее в том, что внутренний мир другого человека исследуется в действии.
«Зеркало» – психодраматическая техника, которая применяется в том случае, когда протагонисту необходимо «посмотреть на себя со стороны» и осознать непродуктивность выбранного стиля взаимодействия и общения. Человек, который играет роль протагониста, старается полностью подражать его поведению, словам, интонациям и т.п., пытаясь создать «зеркальное отражение». Иногда «зеркало» намеренно искажает черты протагониста, чтобы вывести его из состояния спокойствия, эмоционально затронуть, активизировать.
«Директор». В психодраме ведущего или терапевта называют словом «директор», заимствованном Я.Л. Морено из театральной лексики (в английском языке «director» в театральном контексте означает «режиссер» или «режиссер-постановщик». Его задача создать то безопасное пространство, где можно исследовать жизненные ситуации, он отвечает за группу, ведет психодраматическую сессию в соответствии с правилами и техниками психодрамы и т.п.
«Хор» – это аудитория или подгруппа дополнительных лиц, которые повторяют некоторые фразы или усиливают некоторые чувства, подобно древнегреческому хору. Повторяя привычные упреки, сомнения и другие фразы, провоцирующие тревогу, они углубляют переживания протагониста. Реплики хора могут передавать как конфронтацию, так и поддержку, - в зависимости от психологической ситуации, от хода сессии и от терапевтических потребностей протагониста.
«Социодрама» – психотерапевтический метод работы с социальными проблемами. Если психодрама нацелена на исследование, проработку частной проблемы одного человека или малой группы людей (в случае семейной психодрамы), то социодрама направлена на коллективный аспект проблемы, а все частное, индивидуальное отступает на второй план (например, подгруппы белых и чернокожих участников, которые вместе исследуют расовые проблемы или подгруппы «приезжих» и «коренных» жителей, исследующие ситуации интолерантного общения и взаимодействия и т.п.) Таким образом, в социодраме «протагонистом» является подгруппа.
«Сверхреальность» (прибавочная реальность, surplus-reality) – мир драматического действия, виртуальное место, где могут найти свое воплощение идеи и образы. Сюжеты из области научной фантастики, воображаемые ситуации, пугающие или желанные воображаемые события (проба будущего, завершение незавершенного), сновидения. Это реальность, измененная с помощью воображения, когда одни аспекты могут быть преувеличены, а другие сведены к минимуму.
«Социометрия» – разработанный Я. Л. Морено научный метод, с помощью которого можно количественно «измерить взаимоотношения» в группе. Процедура социометрии предусматривает выбор и отвержение участников группы на основе каких-либо социометрических критериев. («Классические» критерии: с кем из членов группы ты бы хотел/а (не хотел/а) работать, с кем хотел/а (не хотел/а) бы отдыхать). Полученные данные могут быть представлены в виде социограммы – системы концентрических окружностей («орбит)», на которых в зависимости от количества полученных выборов располагаются члены группы.
Сериков Геннадий Витальевич,
психолог-консультант, кандидат псхологических наук, доцент кафедры социальной психологии Южного федерального университета (ЮФУ);
дипломированный психодрама-терапевт (Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Якоба Морено, Уберлинген, Германия)
Ростов-на-Дону, 12 декабря 2010.
В тексте лекции использованы фотографии Якоба Леви Морено разных лет, а также фото психодраматической сцены в Театре Морено (Бикон, США).
Литература (использованная и рекомендуемая)
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – С. 18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама.– М.: Независимая фирма «Класс», 1993. – С. 43-47, 83-86, 94-120.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2002. – С. 290-336.
4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – С.157-194.
5. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: Питер, 2001. – С. 6-58.
6. Морено Я. Психодрама. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С. 205-321.
7. Психодрама: вдохновение и техника. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 17-37.
8. Холмс П. Внутренний мир снаружи. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – С. 10-51.
Литература (дополнительная)
1. Лапланш Ж., Понталис Ж-Б. Словарь по психоанализу. – М: Высшая школа, 1996. – С.212-213, 531-539.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. – М.: «Класс», 2001. – С. 53–60, 125-137, 173-178.
3. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Академический проект, 2002. – 258с.
4. Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М.: «Смысл», 1997. – С. 36-108.
5. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. – СПб.: Речь, 2002. – С. 7- 49.
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2003.
7. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003. – 210с.
8. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2003. – 252с.
9. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. – 267с.
10. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 220-279, 305-335, 416-453.
11. Blatner A. Acting-in. Practical applications of psychodramatic methods (3-rd edition). – London: Free Association Books, 1997. – 218p.