Art-dossier

Наряду с обсуждением научных и философских идей, в журнале «СИМПОЗИУМ. Studia humanitatis» широко освещаются главенствующие тенденции, инновации и события в сфере визуальности, изобразительного искусства, в различных арт-практиках, чему посвящен специальный раздел «Art-dossier».

Редактор раздела – к.пс.н., доцент факультета психологии ЮФУ Игорь Витальевич Введенский.

articles: Aks1.jpgКонцепция раздела «Art-dossier» может быть соотнесена с интермедиальными исследованиями. Понятие «интермедиальность» возникает в категориальном аппарате гуманитарных наук в контексте компаративистики в 1950 – 1960-е гг. Оно в первую очередь распространяется на широкий круг вопросов эстетики: о структурной и жанровой общности разных искусств, их соотношении и воздействии друг на друга, о возможностях взаимного семантического обмена между сопредельными эстетическими сферами. Основанием для введения данного понятия является укоренившееся представление о текстовой сущности всех специфически человеческих проявлений и форм культуры.

Однако интермедиальность как определенная установка гуманитарного познания может выражаться не только в стремлении раскрыть принципы взаимовлияния и взаимообмена между эстетическими практиками, но и в попытке изучить те способы, посредством которых искусство выражает и транслирует зрителю важнейшие научные и философские концепты своей эпохи. Так, стремясь показать глубинную связь между наукой и философией, с одной стороны, и сферой арт-практики и визуальности, с другой, редакционная коллегия приняла решение иллюстрировать 2-й и 3-й выпуски журнала работами выдающего графика А.Аксинина, которые могут служить зримым воплощением ряда краеугольных психоаналитических и постмодернистских идей, во многом определивших гуманитарное мышление прошедшего века. Кроме того, в 3-м выпуске «Симпозиума» осуществлена наиболее полная каталогизация работ Аксинина, помещены воспоминания о художнике и его оригинальные тексты, в которых А.Аксинин пытается переосмыслить концепции структурализма и постструктурализма в свете собственного эстетического мировоззрения. Приведенные материалы, безусловно, представляют ценность не только для понимания основных тенденций современного искусства, но и для дальнейших междисциплинарных, семантических и интермедиальных исследований.

 

Ф.Р. Филатов


 

articles: Aks2.jpg

О художнике
Александре Аксинине

 

Прошло 28 лет со дня трагической гибели Александра Аксинина. С тех пор визуальный облик мира неузнаваемо изменился. Медиальность, диджитальность, виртуальность и эскалация форм и средств визуальной коммуникации: фотография, телевидение, кинематограф, Интернет и особенно современное изобразительное искусство, ставшее мультимедийным метаискусством, использующим не только живописные и графические средства, но также фото- и видеотехнику, создающим объекты и инсталляции, перформансы и акции, хепенинги и артефакты.

Аксинин, избрав для своей художественной практики одну из самых традиционных художественных техник – офорт, сумел предвидеть и предвосхитить эти движения визуальных изменений мира, а в чем-то остаться значимым и актуальным почти через четверть века: сквозь наросший слой нового в визуальном облике мира просматриваются запечатленные им черты. Философское осмысление мира в работах Александра Аксинина как никогда актуально и востребовано в наше время, в эпоху расцвета междисциплинарных исследований визуальности. Это опыт осмысления художником своего «бытия-в-мире-визуальной-культуры».

Аксинин Александр Дмитриевич, уникальный художник-график, родился 2 октября 1949 года в г. Львове. До 1974 года работал в технике тушь-перо и акварель. В том же году сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него основной формой художественного самовыражения.

В конце 1970-х гг. Аксинин знакомится с кругом деятелей «другой культуры» из Москвы и Ленинграда – художниками, искусствоведами, поэтами, которые творили за пределами официального искусства, в частности, с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым, Эдуардом articles: Aks.jpgГороховским, Генрихом Сапгиром. Многим из них Аксинин посвятил свои графические работы. Поэт Виктор Кривулин помог организовать в начале 1980-х гг. несколько «квартирных» выставок художника в Ленинграде и публикацию его работ в «самиздатовских» журналах «37» и «Часы». При жизни было несколько персональных выставок – в Таллинне, Лодзи, Варшаве, Аксинин дважды награждался почетной медалью на Международных выставках – Биеннале «Малые Формы Графики» (Лодзь 1979, 1985).

В лаконичной автобиографии начала 80-х годов Александр Аксинин писал: «В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. Православный. 1972 год – диплом Полиграфического института, по специальности график. 1977 год – 1-ое откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 год – 2-ое откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 год – первая персональная выставка в Таллинне. 1981 – вторая в Польше. Все».

Жизнь Александра Аксинина трагически оборвалась в 35 лет – он погиб в авиакатастрофе 3 мая 1985 года. Творческое наследие А. Аксинина составляют 340 офортов, более 130 акварелей, более 70 работ в смешанной технике, 4 живописные работы – то есть за неполные 11 лет художником создано более 500 произведений.

 

И.В. Введенский

 

Введенский И.В. "Внутренний опыт Александра Аксинина
 

Выставка "Александр Аксинин: вечные книги / визуальные образы"


Александр Аксинин: жизнь после жизни. Выставки
 

Александр Аксинин: жизнь после жизни. События


Галерея офортов Александра Аксинина из коллекци И.В. Введенского

 

Люсьен Фрейд, британский живописец, внук Зигмунда Фрейда


Люсьен Фрейд, работы разных лет

 


 

Арт-проект "Вдохновленные Велимиром. Хлебников и современное искусство"